О рожках и рожечниках

Часть 1. Официальная

14 декабря 2018 года в Москве, в конференц-зале НИИ Наследия им. Д.С. Лихачева состоялась презентация книги К.М. Бромлей (1937-2017) «ПАСТУШЬЯ РОЖЕЧНАЯ МУЗЫКА ЯРОСЛАВСКО-КОСТРОМСКОГО ПОГРАНИЧЬЯ».

VxvLQf2Wz8c

Русский амбушюрный рожок – феномен национального инструментального искусства. Он был неразрывно связан с жизнью и искусством пастухов Средней полосы России (Владимирской, Костромской, Ивановской и Ярославской областей) и песенной традицией этих мест. Владимирский рожок был и орудием труда, и досуговым инструментом.

IMG_20181217_164500_385.jpg

При совместной игре голоса рожечного ансамбля имитировали вокальную ансамблевую партитуру. Репертуару одного из последних мастеров-самородков посвящен этот сборник, в который вошли сигнальные, плясовые и песенные наигрыши на весьма сложном по звукоизвлечению, но любимом народом инструменте.

511519От знатока и мастера музыкальной импровизации Василия Алексеевича Колпакова (1913-1985) на границе Костромской и Ярославской областей нескольким собирателям удалось записать в послевоенное время разные формы исполнительства (сольные и ансамблевые версии местной рожечной музыки, в том числе с гармонью и женским ансамблем). Но В.А. Колпаков был также известным мастером по изготовлению всех разновидностей этого инструмента, и обеспечивал «басами», «рожками» и «подбасками» многих пастухов Некрасовского и Нерехтского районов. Его инструменты всегда были нарасхват и ценятся до сих пор.

DOTZAw5T4ZY

Автор записей, нотаций, вошедших в сборник, научных описаний местной школы игры, музыковед-фольклорист Ксения Михайловна Бромлей, высоко ценила искусство варьирования и особую теплоту тембра Колпакова. Её светлой памяти посвящено издание этого сборника.

7h60Iau1zDYОтветственным редактором книги выступила Татьяна Викторовна Кирюшина — руководитель Центра этномузыкологии Института Наследия.
В концерте и презентации приняли участие: Борис Ефремов и «Хор московских рожечников», «Нерехтский рожечный хор», «Камышинка», трио рожечников из ансамбля «Веретёнце».

hTJYCeZ6erw

IDdFcNS-sIY

uQAgeo5vigQ

 

Часть 2. Душевная

Хор рожечников вынимает что-то из души. И покоряет сразу, наотмашь. Даже не особо понятно, почему так мало мужчин, ребят стремятся играть на рожках. Как будто есть в этом какое-то секретное, драгоценное, передающееся только избранным, знание.

IXzswOJfM4Ii5VwzpIA8Zg

Наверное, не всякому в этом мире дозволено играть на рожке. Чтобы он, получив это мастерство, использовал его только во благо.
Наверное, подобной силой звука и харизмой обладал и гамельнский крысолов. И вот пастухи-рожечники в средней полосе России.

uormFjBrQn8b5f5W8Jfs7w

А может, дело не в чистоте помыслов, а в музыке. Потому что слушая такие звуки, не можешь держать зла ни на кого. Просто наполняешься до краёв любовью и красотой. Наверное, тоже происходит и с играющим.

nMxOzzfA5zswZrCC4uV6xc

14 декабря была презентация книги К.М. Бромлей (1937-2017) «пастушья рожечная музыка Ярославско-Костромского пограничья», а значит кроме рассказов про экспедиции и бытописания авторов и научного труда — играли и пели. А я сидела в зале, конспектировала в рисунках и замирала от красоты.

C1WGGpDX7eQcWD7gVRv_R0eaBvdk8whuYAYsY9YdmMig

 


Текст — Институт Наследия, Дарья Свистова

Редакция — Могилёв Андрей

Фотографии — Захара Мухина  (Фотоальбом мероприятия)

Рисунки —  Дарья Свистова

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s