Публикации

 

1. Воспитательное воздействие музыкального фольклора на участников художественной самодеятельности

Протяжные и частые песни как два полюса взаимно дополняют друг друга, органично предлагают нам готовую, удобную, живую песенную семью.

Неторопливый многоголосный распев протяжной песни воздействует своей глубиной, философичностью, эпическим духом, сдержанной мощью, патриотической взволнованностью, нравственным величием, человеческим достоинством. Символика этих песен, носящая общечеловеческий характер, — торжественное величание народного патриотического чувства, истоки которого, быть может, связаны с мужскими плачами по героям, погибшим в сражениях за родную землю.

Частые песни – это бьющая через край энергия, азартно зовущая за собой вперед, на преодоление любых трудностей, мобилизующая коллективные усилия. И все это в сочетании с народной шуткой, острым юмором, красочным эпитетом.

Выходные данные: Кабанов А. С. Воспитательное воздействие музыкального фольклора на участников художественной самодеятельности // Художественная самодеятельность. Традиции, мастерство, воспитание. Сб. науч. тр. Нии Культуры, № 144. – М., 1985. С. 15-30.

pdfPDF полной статьи

2. К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях

Результаты многочисленных фольклорных экспедиций последних лет в самые различные районы русской этнической территории – южные и северные, на Дон и на Волгу, на Урал и в Сибирь – показывают, что сегодня еще существуют песенные «артели», в массе своей состоящие в основном из людей пожилого возраста. Они хранят в памяти доставшийся им от односельчан по традиции песенный репертуар и исполняют его, как правило, в бытовой обстановке, для себя либо для постоянного ограниченного круга своих родственников и соседей – местных жителей. Нередко такие коллективы песенников даже не осознают себя как творческую единицу, как самостоятельный ансамбль.

Выходные данные: Кабанов А. С. К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях // Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства. М., 1980. С. 80-106.

pdfPDF полной статьи

3. Многоголосие и ритмика протяжной песни донских казаков

И по месту в репертуаре, и по оценкам самых исполнителей ведущим жанром у донских казаков является протяжная песня, весьма разнообразная по поэтической тематике: от традиционных былин и баллад до городских романсов начала XX в. Протяжная песня затрагивает все стороны жизни казака и в бытность его на военной службе, и в мирное время. С точки зрения музыкального анализа она представляет самый интересный, но в то же время и самый сложный объект среди других жанров казачьей песни.

Выходные данные: Кабанов А. С. Многоголосие и ритмика протяжных песен донских казаков // Проблемы взаимодействия самодеятельного и профессионального художественного творчества: Сб. науч. тр. Вып. 110. М.: НИИК, 1982. С. 99-143.

pdfPDF полной статьи

4. «На речке Камышинке»

Донская «Камышинка», выражаясь современным языком, воистину культовая песня РФС (Российского Фольклорного Союза). Активное присутствие «Камышинки» в жизни российского фольклорного движения, начиная с 1970-х годов, привело к ее вторичной «фольклоризации», растворению в молодежной среде, к вариативности исполнения в новых условиях устного бытования. Песня стала своего рода гимном молодежного фольклорного движения, в немалой степени способствуя его самоопределению и объединению в реальный Союз единомышленников.

И это неудивительно. Ведь «Камышинка» как океан в капле воды представляет великую донскую казачью традицию. В процессе впитывания «Камышинки» происходит выработка универсальных умений для исполнителя народной песни. Ибо «Камышинка» требует и мастерства, и культуры звука в широком смысле слова: определенного тембра, звуковедения, интонационной чистоты звучащего слова, вокальной позиции, песенной артикуляции, координации звукового взаимодействия в многоголосии, звука как активного физического процесса, дыхания в песенном потоке, навыков невербального мышления.

Выходные данные: Кабанов А. С. На речке Камышинке // Вестник Российского Фольклорного Союза, №1, 2002. С. 25-31.

pdfPDF полной статьи

5. «Отчего ковыл-травушка в поле загоралася?»

Гребенские казаки живут в станицах «от гребня (горная гряда недалеко от устья реки Сунжа) до моря Хвалынского», по левому берегу реки Терек от станицы Червленой и далее по его течению вплоть до Каспийского моря (Кизлярский р-н Дагестана).

Дуэт казаков Миронова Трифона Романовича (верхний голос, основной) и Морозова Константина Липатовича (нижний голос, «втора») из станицы Червленой уникален.

Выходные данные: Кабанов А. С. Отчего ковыл-травушка в поле загоралася? // Вестник РФС №1, 2001. С. 27-30.

pdfPDF полной статьи

6. Перспективы фольклорного движения в современном народном творчестве

В состав фольклорного движения входят прежде всего две основные группы фольклорных ансамблей: сельские традиционные и городские молодежные. И те, и другие сегодня непрочны. Традиционные сельские ансамбли угасают, молодежные же коллективы, недавно родившиеся, делают лишь первые шаги в освоении местных локальных стилей и поиске своего лица. Однако взаимными усилиями этих двух групп коллективов и при правильном подходе можно активно повлиять и на село, и на город, укрепив позиции фольклорного движения в целом.

Эти группы коллективов способны помочь друг другу. Именно благодаря молодежным фольклорным коллективам старинные песни становятся сегодня актуальными для современника, а сельские традиционные коллективы пожилых песенников воспринимаются как носители традиции, подлинные учителя, народные мастера.

Выходные данные: Кабанов А. С. Перспективы фольклорного движения в современном народном творчестве. Методические рекомендации. М., 1989.

pdfPDF полной статьи

7. Постоянно действующая песенная экспедиция на Дону: замысел и пути осуществления

Экспедиция, понимаемая в широком смысле как средство для получения первичных исторических, теоретических и художественных сведений об устной традиции, была и останется основным звеном фольклористической работы. Только будучи собирателем, можно стать фольклористом. Именно по результатам экспедиционной работы ведутся исследования, появляются публикации, возникают фонды, осуществляется художественная пропаганда фольклорной традиции. Концепция исходного звена – экспедиционной работы – неизбежно предопределяет все прочие зависимые от нее звенья. От этого зависит понимание важности объекта, с которым имеет дело фольклорист-собиратель.

Несмотря на кажущееся богатство возможностей при выборе объекта экспедиционной работы (например, отдельное произведение или сумма его вариантов, отдельно взятый жанр; русская народная музыка как система жанров, творчество отдельного певца, сельского коллектива и т.д.), мы считаем самым важным для собирателя уровнем местный художественный стиль.

 Выходные данные: Кабанов А. С. Постоянно действующая песенная экспедиция на Дону: замысел и пути осуществления // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сб. науч. тр. Вып. 2: В двух частях. Ч. 1. – М.: ГРЦРФ, 1993. С. 167-171.

pdfPDF полной статьи

8. Современные фольклорные коллективы в городе

Для фольклорных коллективов досуговой ориентации творческую задачу можно сформулировать следующим образом: вернуть песню в быт, т.е. сделать традиционную национальную песню нашим живым современником, имея в виду в качестве главного звена бытия этой песни ее живое звучание, наше собственное пение (а не слушание-потребление песни) и прежде всего, в соответствии с национальной традицией, коллективное ансамблевое пение.

Выходные данные: Кабанов А. С. Современные фольклорные коллективы в городе. М., 1986.

pdfPDF полной статьи

9. Структура песенного репертуара в традиционных фольклорных коллективах донских казаков

Как сохранить традицию, использовать репертуар, донести до широких масс, включить в современную культуру? Какую песню выбрать? Как разыскать нужное произведение в таком огромном и разнообразном массиве? Очевидно, что формирование песенного репертуара в самодеятельном фольклорном коллективе требует специальных усилий и притом немалых. Можно сказать, что это является узловой проблемой творческого процесса в фольклорной самодеятельности. Но чтобы понять, какие произведения следует включать в репертуар, надо знать, что он из себя представляет, какова его структура, в чем специфика разнообразных связей между песнями.

Выходные данные: Кабанов А. С. Структура песенного репертуара в традиционных фольклорных коллективах донских казаков // Репертуар художественной самодеятельности: современность традиций: Сб. науч. тр. Вып. 127. М.: НИИК, 1983. – С. 131-157.

pdfPDF полной статьи


10. ГОЛОС И РИТУАЛ Материалы конференции

Структура сборника отражает движение исследовательской мысли от интерпретации природных звуков в традиционных сообществах к построению культурных моделей. Первую группу составили материалы, касающиеся всех несущих семантическую нагрузку в народной культуре звуковых проявлений. Это природные звуки, шумы, «голоса» животных и птиц, «голоса», приписываемые персонажам, существующим лишь на уровне мифологических представлений, наконец, звуки, издаваемые человеком. Среди последних как порождаемые
голосом звуки (крики, звукоподражания, речь, пение и др.), так и звуки, производимые с помощью разного рода звуковых орудий, включая музыкальные инструменты. В эту группу вошли материалы, посвященные осмыслению звука и голоса в традиционной культуре, что нашло свое отражение в народной терминологии и связанных с голосом мифологических представлениях.
Вторая группа публикуемых материалов затрагивает проблему функционирования природных звуков и различных форм звукового поведения человека в народной культуре, использование их в ритуальных, магических целях. В наибольшей степени внимание исследователей привлекли следующие функции: фатическая, апотропеическая, продуцирующая, терапевтическая, структурирующая и другие. Кроме того, как было показано во многих докладах, звук может использоваться и для обозначения
важнейших для традиционной культуры концептов времени, пространства, границы, социального устройства.

Выходные данные: Май 1995 г.

pdfPDF полной статьи


11. Исчезновение традиционного многоголосного пения как проблема культурной антропологии

В мировой музыкальной науке больше чем столетие назад утвердилось представление о том, что многоголосное пение является более высокой формой музыкального мышления, новой стадией музыкального развития, которая появилась после того, как человечество исчерпало все средства дальнейшего развития в пределах первоначальной монофонической традиции. Согласно этой парадигме, вокальная монодия есть начальная стадия развития традиции вокального многоголосия. Если согласиться с этой точкой зрения, то естественно ожидать, что география распространения вокального многоголосия в пределах исторической дистанции должна постепенно и неуклонно расширяться. В то же время историческая реальность не дает нам примеров для такого утверждения и, более того, мой собственный опыт исследования в области традиционных многоголосных культур показывает, что эта парадигма происхождения вокального многоголосия должна быть существенно пересмотрена.

Выходные данные: Жордания И., перевод с английского и предисловие Соколовой А.

Полная статья